На «авось» и пять процентов не возьмешь…

На «авось» и пять процентов не возьмешь…

После Единого дня голосования, который в нынешнем году пришелся на 13 сентября, т.н. оппозиция в очередной раз проводит «разбор полетов».

Неплохой расклад по команде Алексея Навального, продвигавшей в Костромской губернии кандидатов от местного регионального отделения партии «Республиканская партия России – Партия народной свободы» (ПАРНАС), дает Максим Кац ЗДЕСЬ.

Кстати, сам Навальный уже после выборов признает: «Самый сложный разговор сейчас, конечно, с теми, кто говорил: «Нельзя садиться играть в карты с шулерами по шулерским правилам». Действительно, это была именно такая попытка, чего уж там. Это прямо декларировалось: нас не пустили в трёх регионах, электорально опасных для Кремля (Новосибирск, Магадан, Калуга), там где нам кампанию вести легко (высокая доля населения проживает в крупнейшем городе), тогда мы пройдём барьер там, где это сделать тяжело – в Костромской области, агитируя по деревням и малым городам. Причём сделаем это за три недели на фоне ареста первого начальника штаба и несмотря на всё противодействие, которое обрушит на нас Кремль». Самонадеянность и самоуверенность – это, конечно, хорошо, но только с их помощью, как выясняется, преодолеть даже 5% барьер не представляется возможным.

Основной причиной этого Кац видит совершенно очевидную вещь: «Много работаешь, получаешь много голосов. Мало работаешь, получаешь мало голосов. Штаб на этих выборах работал в основном на аудиторию твиттера, а совсем не на агитацию жителей Костромской области». А «мало работаешь» заключалось, по его мнению, и в ограниченности материальных средств для проведения предвыборной кампании, и недостаточной мобилизации сторонников, и плохо выстроенной структуре агитации. Действительно, Интернет-агитация хороша для крупных городов, где и людей в разы больше, и, соответственно, больше пользователей, готовых внять призывам даже отправиться на баррикады.

Но в таких регионах, как та же Костромская область, – ну не поворачивается язык назвать ее периферией или глубинкой – люди другие, и интересы и чаяния у них несколько иные. Потому и отработанные на тысячах и даже десятках тысяч жителей столичного региона методы агитации в Сети работаю плохо, крайне плохо. И именно об агитации, точнее, ее содержании тот же Кац не упоминает ни слова. А ведь книгу читаемой делает не столько красивая обложка, сколько содержание повествования.

И как раз на разнице менталитетов, что следует учесть и при наполнении агитации, и при проведении кампании, делает упор политолог, социолог, психолог Алексей Рощин ЗДЕСЬ.

«Читая в эту кампанию блоги видных оппозиционеров – Волкова, Каца и других – я постоянно впадал в недоумение: почему так много и с таким смаком описанных технологических деталей (агитаторы, кубы, экземпляры агитпродукции), и при этом – практически ноль информации по смысловому содержанию кампании? <…> А где же объяснение – «зачем?» Зачем избирателю голосовать именно за эту партию? В конце кампании в Костромской области, по данным самого «Парнаса», их узнаваемость в регионе составила аж 47% по всей области. То есть практически каждый второй избиратель в области знал что-то про партию – видел ее спикеров, читал или проглядывал ее агитпродукцию. И из этих 47% получилось лишь 2% (хорошо, пусть будет «на самом деле» 4%) реально отдавших партии свой голос! Это ведь как раз означает, что провал именно в СОДЕРЖАНИИ кампании», – пишет Рощин. Ну и еще, что также немаловажно – постановка цели или хотя бы создание ее видимости для рядового обывателя: «Ни в одном из регионов не ставилась задача – нет, не «взять власть», но хотя бы показать избирателю, что именно, по шагам, станет делать партия, ЕСЛИ она выиграет выборы и возьмет власть. Во всех случаях речь шла только «о преодолении 5%-ного барьера» как о некоем «пределе мечтаний».

Но хочется напомнить и еще один весьма немаловажный фактор, на основе которого тот или иной избиратель делает свой выбор: результат, реальные дела. А результат есть, когда ведется системная работа не только на уровне проведения митингов по поводу и без, не только на уровне декларирования идей, но и их претворения в жизнь.

Секретарь генсовета «Единой России», вице-спикер Государственной Думы Сергей Неверов в прямом эфире на телеканале РОССИЯ-24 особо подчеркнул, что единый день голосования 13 сентября стал генеральной репетицией выборов в Государственную Думу РФ в 2016 году. Этого же мнения придерживаются и многие другие политики. Впереди год – кому-то покажется этот период времени достаточным для того, чтобы от слов перейти к реальным делам. Однако уже сейчас есть и догадки, кто в очередной раз в качестве оправдания воспользуется аргументом «не пустили»…

Иван Кирпич

 

NO COMMENTS

Leave a Reply